strim11 (strim11) wrote in cognac_ru,
strim11
strim11
cognac_ru

Category:

ШУСТОВСКИЙ КОНЬЯК


Взбалмошный Черчилль, который всем напиткам предпочитал армянский коньяк, любил подразнить советскую власть, упорно заказывая себе «знаменитый коньяк Шустова». Ежегодно Черчиллю отправляли 400 бутылок, которые числились в сопроводительных документах как «бывший шустовский».История компании «Шустов и его сыновья» началась задолго до ее официальной регистрации в 1902 г., когда Леонтий Шустов, вольноотпущенный крестьянин из имения генерала Измайлова, осел в Москве. В 1811 г. он уже получил звание купца третьей гильдии, но предпочитал служить дьячком в церкви, числясь в городских реестрах «неторгующим купцом». Леонтий Шустов был женат, степенен, но грешил алкоголем. После чтения Христовых заповедей он любил выпить наливку собственного приготовления и владел множеством рецептов спиртовых настоек. Именно из-за пристрастия к горячительному, полагал сам Леонтий, Бог подарил ему долгожданного сына лишь к пятидесяти годам. Младенца нарекли в честь Николая Чудотворца.
Мальчик рос спокойным и смышленым. В двадцать лет Николай женился по любви на купеческой дочке Аграфене, которая подарила ему четырех дочерей. Когда на свет появился мальчик, его тоже назвали Николаем. На радостях папаша ударился в бизнес, и основав компанию «Шустов и сыновья». Дело пошло —Аграфена родила еще четырех мальчишек, а Николай Шустов-старший решил делать водку.
Водочный бизнес в те годы считался не только очень прибыльным делом, но и стопроцентно верным, прогореть на не
м было практически невозможно. Кроме того, время было подходящее — в 1863 г. ввели новую систему: продажа вина объявлялась свободной, но облагалась акцизным сбором. Свой первый винокуренный заводик Шустов разместил в купленной по дешевке бывшей кузне на Маросейке, куда поставил перегонный чан и прочее оборудование. На этом этапе и кончились все деньги, зато обнаружилось, что конкурентов у новоиспеченного заводчика — множество. Только в Москве в эти годы работало 300 заводов, занятых производством «хлебного вина».
Надо сказать, что Шустов, сам любитель хорошей выпивки, не пошел по пути производства и продажи дешевого и низкосортного пойла. В силу своего характера он мог делать только качественный продукт. Да и знаний для этого имел предостаточно — отец Леонтий Шустов щедро поделился с сыном своими винодельческими секретами. Но на одном качестве и грамотной технологии далеко не уедешь, если про твою продукцию мало кто знает. Требовалась реклама.
Для продвижения своего товара смекалистый Шустов придумал оригинальный способ. Нанял студентов, которые ходили по кабакам и требовали шустовскую водку, а при отказе жутко возмущались и дебоширили. Благодаря этому дела товарищества «Шустов и сыновья» резко пошли в гору, и уже через пару лет завод переехал в просторное помещение на Мясницкой. Затем появились собственные склады и фирменный магазин.
Но через 15 лет прибыльной работы Шустов начал менять свою производственную политику, постепенно переходя с водки на настойки. Что, кстати, было весьма своевременно: в 1884 г. министр финансов Витте ввел винную монополию. Согласно ей производство спирта оставалось частным делом, его очистка и изготовление водки тоже шло на частных заводах, но только по заказу казны и под строгим наблюдением акцизного надзора. А вот продажа крепких напитков становилась государственной монополией.
Монополия не касалась производства настоек, пива, браги и виноградного вина. Чтобы обойти монополию, Шустов припомнил отцовские рецепты и придумал собственные. Так под маркой «Шустов и сыновья» в продаже появились «Зубровка», «Спотыкач», «Вишневая», «Лимонничек», «Английская горькая», «Охотничья», «Ерофеич». А еще знаменитая «Рябиновая», напиток Шустова, бутылки с которым были обязательным атрибутом всех фирменных магазинов компании.
Для начала Шустов запатентовал свои рецепты и способы производства, а потом занялся рекламой новых товаров. Выводить на рынок наливки было гораздо проще, чем водку, ведь марку Шустова в России уже знали и любили.
К концу 80-х гг. компания Шустова прекратила выпуск водки и полностью перешла на наливки. А в 1899 г. в ассортименте товарищества появился коньяк. Хотя поначалу его следовало называть бренди. В то время делами заправляли уже сыновья Шустова — Николай и Леонтий. Они купили у армянского купца Нерсеса Таирова его убыточное винодельческое предприятие на территории бывшей Эриванской крепости.
Но как поднять убыточное производство? Кроме организаторского таланта Николая весьма пригодились технические навыки Леонтия, который хорошо разбирался в технологических тонкостях производства и даже сам усовершенствовал устаревшее оборудование. Кроме того, именно Леонтий занялся промышленным шпионажем. Для повышения качества своего напитка он отправился во французскую провинцию Коньяк на один из тамошних заводов, чтобы разузнать тонкости технологии.
Вылазка в стан будущих конкурентов прошла удачно, и вскоре Шустовы начали выпускать отличное бренди. Его высокое качество обеспечивалось применением самых передовых технологий. Шустовский завод в Ереване был оборудован двумя коньячными аппаратами шарантского типа, кроме того, там были помещения для выдержки спиртов в особых условиях. Все прочие коньячные заводы в России представляли собой кустарное производство.
Современники называли Николая Шустова, старшего из братьев, «королем коньяка». В 1900 г. он инкогнито послал на выставку в Париж образцы своего коньяка. Профессиональное жюри единогласно присудило неизвестному виноделу Гран-при. А узнав, что победитель конкурса не француз, в порядке исключения разрешили Шустову писать на своих бутылках не «бренди», а «коньяк».
На прилавках магазинов стояли коньяки «Кавказский», «Три звездочки», «Четыре звездочки», «Экстра», «Финь-шампань». Производство расширялось, и вскоре вторым центром коньяка Шустовых стал Кишинев, где разрабатывалась бессарабская линия напитков. Известный коньяк «Белый аист» появился еще тогда. А для продвижения своей продукции Шустовы пользовались проверенной тактикой — засланные агенты заказывали напитки в ресторане и очень гневались, если там не оказывалось шустовского коньяка. В газетах печатались стихи, анекдоты и загадки, за хорошее вознаграждение модные театральные актеры вплетали в роли названия именно этих напитков.
Награды братья собирали охапками. Золотые медали на выставках в Нижнем Новгороде, Антверпене, Амстердаме, Новом Орлеане, Варшаве. Англия ежегодно закупала у Шустовых 120 тыс. бутылок коньяка. Компания «Шустов и сыновья» с 1912 г. была официальным поставщиком двора Его Императорского Величества.
Крах шустовской коньячно-наливочной империи случился в 1917 г., через год после смерти Николая Шустова. Имущество фирмы было национализировано. Но память о шустовских напитках не исчезла. Кто не знает этих названий: «Зубровка», «Сливянка», «Рябина на коньяке», «Рижский бальзам». А ведь все это старинные рецепты семьи Шустовых. Таков закон инерции.









С. КОНСТАНТИНОВА

http://www.i-r.ru/show_arhive.php?year=2004&month=3&id=140
 
Subscribe

  • Bowen V.S.O.P.

    Cмесь коньячных спиртов Фин-Буа, Гранде и Петит Шампани. Цвет: красно-золотой, заваренный чай. Тело средней плотности, ножки немного…

  • Коньяк Daniel Bouju

    Здравствуйте, уважаемые знатоки коньяка! Решил я из просто читателей коньячного сообщества перейти к более активной деятельности и разместить тут…

  • Maxime Trijol V.S.O.P

    Коньяк одного из крупнейших независимых производителей. Цвет: янтарный Аромат: немного спиртовой, цветы (гладиолусы?), хвойные нотки,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments